«Приходит время упаданью яблок…»
Белла Ахмадулина.
Яблочный Спас празднуется 19 августа – в тот же день, что и Преображение Господне.
На Второй Спас на праздничном столе непременно должны были присутствовать не только сами фрукты и овощи, но и блюда, из них приготовленные: яблочные лепешки, яблочные пироги, запеченные и моченые яблоки…
На протяжении 9 дней проводятся обряды на Яблочный Спас. Главный обряд – освящение во время службы злаков и плодов. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.
Любил русский народ Спасы! Вспомните, как много русских сказок так или иначе связанных с яблоками: там яблоки молодильные и наливные, целебные и золотые, яблоки мудрости, да и просто – волшебные… Яблокам в сказках было свойственно и волшебство. Например, в известной сказке, катясь по серебряному блюдечку, показывало оно города и деревни, горы и поля, реки и моря, предсказывало судьбу главной героине, давало советы и ответы на вопросы. Спасают волшебные яблоки героев сказок и от различных наговоров и болезней.
Стихи о Преображении Господнем и августовских праздниках писали Сергей Есенин «Преображение», Александр Блок «Преображение», Борис Пастернак «Август», Иван Мятлев «Наш Спаситель…», Белла Ахмадулина «Приходит время упаданью яблок»…
Сергей Есенин. «Преображение» Зреет час Преображенья, Он сойдет, наш Светлый Гость, Из распятого терпенья Вынуть выржавленный гвоздь. От утра и от полудня Под поющий в небе гром, Словно ведра, наши будни Он наполнит молоком. ***** Александр Блок «Преображение» В светлый день Преображенья Дух безумца поражен: Из неволи, из смятенья Голос Твой услышал он. Ныне скорбный, ныне бедный, В лоне Вечного Отца, Близ Тебя, в лазури бледной Жаждет нового конца… ***** Борис Пастернак. «Август» …Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой. Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне. Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры… ***** Иван Мятлев. Наш Спаситель на Фаворе. И в Его сияет взоре Откровенья торжество, Он облекся в Божество! В ризе светлой Он, блестящей, Яко снег, кругом светящей! ***** Белла Ахмадулина. Приходит время упаданью яблок. Уходит август - время сентябрю. Приходит время свадеб и гулянок, Когда так часто слышится люблю. Приходит осень, золотое время, Приходят в мир любовные бразды. И достают хозяйки для варенья Из кухонь старых медные тазы. Бурлит варенье, соком наливаясь, И так грустят осенние сады, А от ветвей, последний раз, прощаясь, Падут в подол прекрасные плоды. И вдруг взлетит над деревом подранок, В него попал пороховой заряд. Прекрасна ночь - ночь упаданья яблок. Плоды краснеют, звёздами горят. *****
У Ивана Бунина есть рассказ «Антоновские яблоки» – размышление о судьбе поместного дворянства. Все воспоминания рассказчика связаны с запахом антоновских яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами — земли, крестьянской жизни, быта, труда, тонким ароматом опавшей листвы, запахом меда и осенней свежести, ржаным ароматом новой соломы и мякины, запахом костра, грибной сырости, «запахом озябшего за ночь сада». Целый букет – острый и многообразный — запахов жизни. Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие…»
Прекрасный русский писатель Иван Шмелев в произведении «Лето Господне» описывает освящение яблок в церкви через восприятие ребенка:
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки — зелено-золотистый, мягкий… Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение.
Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные». Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны.
Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки…»